Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020»
-  это эксклюзивная информация о сценариях развития экономики страны на ближайшее десятилетие, аналитические доклады и документы

Новости

Болотов: Рейтинги вузов – сигнал Рособрнадзору для борьбы с некачественными вузами

15:05 29/11/2011
Вице-президент РАО, академик РАО В.А.Болотов

Общественно-профессиональная аккредитация вузов эффективнее государственной, полагает вице-президент Российской академии образования, член экспертной группы «Стратегии-2020» Виктор Болотов. Об этом он сообщил на пресс-конференции, посвященной представлению результатов проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

«Можно выделить топ-10 или топ-100 образовательных учреждений, но всех рейтинговать бессмысленно», - отметил Виктор Болотов. По его мнению, на положение того или иного образовательного учреждения в рейтинге оказывают влияние много факторов, например, на положение школы влияет социально-экономический статус семей-потребителей ее услуг.

Оценка образовательных программ, как считает эксперт, намного эффективнее, чем набор неких формализованных показателей. Данный подход, использованный при оценке программ высшего профобразования в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», помогает не только найти «плохие» образовательные программы в хороших вузах, но «хорошие» программы в вузах среднего порядка.

Результаты рейтингов – сигналы для Рособрнадзора. По мнению Виктора Болотова, очень важным в оценке качества вузов в целом  и вузовских образовательных программ, в частности, является сопоставление результатов разных рейтингов, что может «дать сигнал для Рособрнадзора к борьбе с некачественными вузами, которые неэффективно используют бюджетные средства», - добавил он.

Отвечая на вопрос о возможном сокращении количества вузов, Болотов заметил,  что эту проблему не решить только силами Рособрнадзора: здесь необходимо понимание важности качества образования абитуриентами и их родителями. «Пока есть платежеспособный спрос, и родители не различают качество образования – псевдообразование будет жить», - считает он.

Получение вузами аккредитаций является важным критерием, и в этой связи  встает вопрос, какая аккредитация -  государственная или общественно-профессиональная позволяет оценить качество образовательных учреждений высшего образования. При важности государственной аккредитации, роль индикатора качества, по мнению Виктора Болотова, играет общественно-профессиональная, т.е. оценка программ профессиональной подготовки будущих выпускников. «Общественно-профессиональная аккредитация шире, чем государственная, по ее итогам вуз может сам определить свои слабые места», - добавил вице-президент РАО.

Вместе с тем для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность вуза на международном уровне, необходимо его участие в международной аккредитации, которая проводится также по оценкам образовательных программ учреждения. Также, по мнению Болотова, такое участие обеспечит выход выпускников на международный рынок труда.

В ходе пресс-конференции был поднят  вопрос, касающийся размеров оплаты за подготовку специалиста в рамках образовательной программы и качество ее преподавания. Стоимость образовательной программы на региональном уровне начисляется не за реальное качество образования: цены на образование диктуют брендовые вузы,  то есть классические вузы федерального уровня, уверен Виктор Болотов.