Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020»
-  это эксклюзивная информация о сценариях развития экономики страны на ближайшее десятилетие, аналитические доклады и документы

Новости

Косарецкий: Зарплата учителей будет зависеть от результативности их работы

14:58 03/08/2011

В сентябре текущего года в Москве начнется эксперимент по оптимизации уровня и качества образования. В пилотном проекте, в котором будет участвовать около 250 школ, предлагается повысить финансирование на улучшение качества образования в столице до 15 млрд. рублей в год. Главным преобразованием должно стать введение новой системы оплаты труда преподавателей (НСОТ).

В частности, столичные власти вводят новые критерии начисления надбавок к заработной плате, среди которых количество учеников, приоритетность предмета, количество часов и т.д. Столичные власти указывают, что снижения заработных плат не произойдет. Базовый оклад не будет ниже установленных Правительством РФ базовых окладов. Базовая ставка составляет 19 300 рублей. Начисление надбавок индивидуально и  будет отдано совету при администрации школы, при участии родительского совета.

Эксперты и учителя уже высказывают мнения о несостоятельности и субъективности новых критериев. РИА Новости попросили директора Центра социально-экономического развития школы Института развития образования Высшей школы экономики и члена экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» Сергея Косарецкого прокомментировать пилотный проект изменения системы оплаты преподавательского труда.

РИА Новости: Возможна ли эффективная реализация проекта в условиях консервативных взглядов педагогического сообщества?

С. Косарецкий: Любые изменения в системе образования вызывают настороженность педагогического сообщества. Большая его часть консервативна «по определению», Тем более, когда речь  идет об изменениях в системе оплаты труда. 
И особенно в Москве, где сама система образования, особенно в вопросах управления и финансирования  всегда отличалась высокой степенью консервативности. 
Ведь новая система оплаты труда и непосредственно связанная с ней в данном проекте система  нормативного подушевого финансирования вводятся в большинстве субъектов Российской Федерации с 2007 г., а столице «удавалось» оставаться вне этого процесса.
Собственно сама модель «московской» НСОТ включает ключевые параметры модельной методики, разработанной и рекомендованной Министерством образования и науки РФ еще в 2007 г.
Реализация новых финансово-экономических механизмов в системе образования, обеспечивающих повышения качества и результативности деятельности - ведущая задача федеральной образовательной политики последних лет. И стартовавший в этом году проект модернизации региональных систем школьного образования (в свете поручения Председателя Правительства В.В.Путина по повышению заработной платы учителей и доведению её до средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации) предусматривает, что  повышение заработной платы учителям в рамках новой системы оплаты труда с учетом позиций модельной методики Минобрнауки России.
В этом плане  Москва двинулась в общем русле. При этом в столице есть и внутренние  основания для  введения новых механизмов, связанные с низкой эффективностью  использования бюджетных средств и с определенным отставанием результатов от ожиданий общества.  Ведь при  том, что  расходы на образование в столице выше, чем в среднем по стране (по сравнению с отдельными регионами – существенно  выше), показатели ее результативности  не сильно  превышают средние по стране, а по некоторым и ниже.
Поэтому поиск инструментов повышения эффективности и стимулирования качества закономерен. Он ведется не только в Москве, России, но и во всем мире.  
При этом  эффективность самих предлагаемых инструментов  действительно вызывает дискуссии в экспертном сообществе.  Зарубежные исследования результатов экспериментов по введения   систем оплаты труда, связывающих размер заработной платы с результатами деятельности учителей, содержат  противоречивые оценки. Есть данные, которые свидетельствуют об определенном росте качества образования, есть исследования, которые говорят, что существенных изменений не происходит, и финансовые стимулы не являются определяющими для мотивации педагогов. Опыт российских регионов, реализующих  новую систему оплаты труда последние годы, также неоднозначен.
Исходя из этого опыта, опираясь на лучшие практики, следует решать такие непростые вопросы  как: использование при расчетах условной единицы "стоимость 1 ученико-часа" (что актуально в условиях неравномерности нагрузки московских учителей), расчет заработной платы педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов; регламент участия органов государственно-общественного управления в решении вопроса о распределении стимулирующих выплат.  

Есть и еще один аспект. Существующая система оплаты труда сдерживает обновление состава педагогических кадров. Сегодня в Москве, как и в целом по стране,  высока доля педагогов с очень большим стажем работы. Та ситуация, с которой мы не так давно сталкивались, когда говорили, что молодые учителя не идут в школу, изменилась: выпускники вузов нередко не находят места в школа.  Это не означает, что молодые учителя априори лучше, чем те, кто имеет длительный опыт работы в школе, но изменение сложившейся возрастной структуры  объективно необходимо.  Но, кстати,  по данным международного исследования качества подготовки учителей, результаты российских студентов педвузов – одни из самых  высоких.

Насколько я знаком с документами нового проекта, в заработной плате ни одна категория педагогов потерять не должна.  В этом плане  педагогическое сообщество в какой-то мере защищено.
При этом, конечно, для   успешной  проекта реализации  необходима специальная информационная работа по разъяснению задач и содержания проекта для педагогов, родительской общественности (которая, как мы видим, также с беспокойством относится ко всем нововведениям в школах).
Важно выстроить эффективную систему мониторинг реализации проекта, позволяющую выявлять как возможные отклонения от заданных принципов, так и достижение тех результатов, ради которых он собственно реализуется.
Существенно, что проект задает общие требования к системе оплаты труда и учреждение самостоятельно  формирует свою систему оплаты труда. В этом смысле, это ответственная и профессиональная задача директора, администрации школы, чтобы в этой школе конкретная конструкция сбалансировано учитывала бы специфику образовательной программы, возрастной состав и квалификацию  учителей и т.п.
Отдельная непростая задача -  разработка показателей деятельности педагогов, являющихся основанием для премирования, методик оценки с использованием данных показателей. Здесь новая система оплаты труда тесно связывается с задачей формирования системы оценки  педагогического труда и качества образования в целом.  Эмоции вокруг ЕГЭ -  лишь верхушка айсберга, связанного с проблемой комплексной, разумной, рациональной, прозрачной для общества оценки деятельности учителей и  школ. И пробелы в этой системе во многом стимулируют риски, которые возникают в системе оплаты труда, т.е. они заложены даже не в ней, а в том, как оценивается деятельность учителя и как используются результаты оценки.

Все возможные социальные риски должны быть достаточно управляемыми в этой системе.
Поэтому целесообразно организовать обучающие семинары, для администрации школ,  специалистов, отвечающих за внутришкольные системы оценки качества,  так и для представителей органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.
 
РИА Новости: В предварительных предложениях экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» «Новая школа» содержатся указания по стимулированию деятельности учителя через финансовые рычаги, в частности соответствия предложений группы новой системе оплаты труда? 

С.Г. Косарецкий: Одно из ключевых предложений группы – введение эффективного контракта с педагогическими работниками, предполагающего доведение заработной платы до уровня, превышающего среднюю по экономике. При этом эффективный контракт имеет и другую сторону, связанную с наличием профессиональных стандартов для разных категорий педагогов, основанной на профессиональных стандартах системы оценки деятельности педагогов, и, конечно, системы оплаты труда, включающей механизмы стимулирования результативности работы и профессионального развития педагогов. В настоящее время в группе детально прорабатываются  все указанные аспекты «эффективного контракта».